Содержание
Право собственности на квартиру неминуемо влечет за собой целый ряд обязанностей и проблемных вопросов. Особенно это касается обслуживания инженерных систем. Один из спорных моментов тут – замена стояков водоснабжения. Она может потребоваться как в случае аварийной течи, так и в рамках планового обслуживания, но независимо от этого у владельца квартиры ожидаемо возникнет вопрос: как и за чей счет должна осуществляться замена труб? Однозначного ответа нет, поэтому, чтобы прояснить ситуацию, разберемся, что говорит законодательство, каковы обязанности владельцев и управляющей компании и как обратиться в последнюю для получения необходимых услуг.
Законодательная плоскость
Для начала обозначим, что стояки водоснабжения – это общедомовое имущество, что четко подтверждается законодательством. Так, в официальных Правилах, определяющих нормы содержания домов многоквартирного типа, в число имущества, которое считается общедомовым, включено оборудование, которое одновременно обслуживает больше одной квартиры.
Оперируя этим обозначением, перейдем к другой законодательной норме. Согласно первой части ст. 161 Жилищного кодекса, управляющий орган многоквартирного дома обязан обеспечивать бесперебойное функционирование всех инженерных коммуникаций, которые относятся к категории общедомового имущества. Но здесь важно отметить важную особенность: законодательная норма работает только в той ситуации, если жильцы заключили официальный договор с управляющим органом и оплачивают его услуги.
То есть, по действующему законодательству, вы вправе требовать выполнения обслуживающих работ у организации, которая взяла на себя обязанности управления вашим домом: ЖЭК, ЖЭУ, ТСЖ и т.д. Но это лишь приоткрывает вопрос о замене стояков, так что двигаемся дальше.
Обязанности владельцев и «управленцев»
Чтобы разъяснить все особенности взаимоотношений между владельцами и управляющей компанией, которая обслуживает их дом, рассмотрим обязанности обоих сторон.
Согласно уже упомянутым Правилам, решение о выполнении и капитальных, и текущих ремонтных работ в многоквартирном доме должно приниматься собственниками квартир. У владельцев есть две обязанности:
- обеспечивать рабочее техническое состояние общедомовых коммуникационных систем;
- выносить и протоколировать решение о ремонте коммуникаций при необходимости.
Но ремонтировать общедомовое оборудование жильцы не имеют права – они могут обслуживать только то имущество, которое является непосредственно их частной собственностью. Во всех же остальных случаях обслуживающие работы входят в перечень компетенций управляющей компании. К ее обязанностям относится:
- рассмотрение заявки жильцов дома на ремонт или замену общедомового оборудования;
- составление плана проведения работ;
- оказание услуг с выдачей соответствующих актов работ жильцам дома.
Совет. Жильцы дома имеют право обращаться в управляющую организацию не только в случае аварий, но и для плановой замены стояков водоснабжения – соответствующее обслуживание должно производиться раз в 25-35 лет, в зависимости от текущего состояния инженерных систем.
Финансовый вопрос
За чей же счет должны выполняться обслуживающие работы? Если замены требуют общедомовые стояки, попытки управляющего органа заставить владельцев квартир собирать нужную сумму на ремонт или обращаться в частную фирму и решать финансовые вопросы самостоятельно являются незаконными. Тут все очень просто – жильцы дома уже заранее оплатили обслуживание общедового имущества, то есть, по сути, они уже внесли деньги для замены стояков, и управляющей компании осталось только их грамотно освоить.
Если вашим домом опекается какой-либо управляющий орган, вы ежемесячно обязаны оплачивать коммунальную услугу под названием «содержание и ремонт жилья». Согласно принятым жилищным нормам, в эту позицию, в том числе, входит техническое обслуживание инженерных коммуникаций.
Но довольно часто компании отказываются брать на себя расходы за ремонт, апеллируя к двум причинам: первая – в доме есть должники, которые длительный период не оплачивают услуги по содержанию; вторая – у самой управляющей компании недостаточно средств на балансе. Обе эти причины не являются законным основанием, чтобы управляющий орган отказался выполнять свои непосредственные обязанности по обслуживанию.
Обращение в управляющую компанию
Теперь переходим к наиболее интересному – обращению в управляющий орган, который взял на себя функцию обслуживания вашего дома. Для этой организации главным основанием для замены стояков должно служить заявление от жильцов о необходимости ремонта. В нем следует указать точную причину для обслуживающих работ. К заявлению рекомендуется приложить:
- фотографии, доказывающее аварийное или изношенное состояние стояков;
- независимую экспертизу, подтверждающую необходимость замены;
- копии квитанций оплаты услуг компании.
Как показывает практика, все эти документы ускоряют процесс рассмотрения заявки. Но их отсутствие не считается поводом для отказа в ремонте. Также компания не может требовать у вас проведения экспертизы за свои средства – она выполняется исключительно по желанию жильцов.
После рассмотрения заявки управляющий орган должен дать ответ в письменном виде. Если вы получили необоснованный отказ, у вас есть три потенциальных сценария развития дальнейших событий:
- написать жалобу на имя руководителя управляющей компании;
- обратиться в местное жилищное управление;
- подать в суд.
Итак, мы рассмотрели, когда владельцы квартиры могут претендовать на замену стояков водоснабжения за средства управляющей компании, а когда им придется выкладывать свои деньги. Если в обслуживании нуждаются общедомовые стояки и причиной ремонта является не ущерб, спровоцированный вашими действиями, можете смело пользоваться предложенным инструментарием для требования необходимых услуг: вооружившись законодательными нормами, подавайте заявление в управляющую компанию.